Сейчас 81 гостей онлайн
logoclown.jpg
logoclown.jpg

2009 October 17 Москва Клуб P!pl (1Rock)

Что такое Lacrimosa? Отвечая на этот вопрос, я невольно присоединяюсь к нестихающему хору славословий, раздающихся в адрес знаменитого швейцарского дуэта уже почти два десятилетия. Бессменные лидеры, альфа и омега мировой готической сцены, группа, одно название которой давным-давно стало синонимом самого термина «готика» и визитной карточкой его музыкальной платформы. А еще это всегдашняя мечта и объект невероятной любви десятков тысяч российских поклонников, неиссякаемая нефтяная скважина для организаторов… Еще летом, в рамках тура в поддержку альбома «Sehnsucht» культовая формация приблизилась к нашим западным границам, впервые осчастливив своими выступлениями бывшие советские республики – Украину и Беларусь. А спустя некоторое время в расписании готических богов появилась Москва, и тысячи обрадорванных поклонников поспешили обилетиться, зная не по наслышке, что оба запланированных шоу непременно будут сопровождаться аншлагами.

Естественно, свежим вечером 17 октября, всегда пустые Летниковская и Дребеневская улицы, оказались запруженны вереницами людей, стремившихся поскорее очутиться у клуба «1 Rock». Окружающий пейзаж, температура воздуха, ледяной ветер в спину – все было непривычным, ибо предыдущие три приезда Лакримозы в Москву имели место в теплом июне. Без четверти шесть у здания клуба скопилось уже метров сто апологетов творческого наследия Тило Вольфа и Анне Нурми. Случайные прохожие с нескрываемым удивлением и любопытством разглядывали огромную толпу, хвост которой с каждой минутой становился все длиннее. Мне даже пару раз пришлось объяснять интересующимся зевакам, что здесь сегодня затевается. «Надо послушать», такова была реакция любознательных свидетелей редкостного ажиотажа.

Попав внутрь заведения и скинув все лишнее на руки услужливых гардеробщиков, гости разбредались кто куда, по интересам и потребностям. Одни зависли у барных стоек, другие с комфортом расселись за столиками ресторана. Часть пришедших первым делом направилась к лавке с мерчандайзом, где главной позицией было диджипачное айрондовское издание «Sehnsucht». Большинство же незамедлительно прошествовало в зал, торопясь занять теплое местечко в партере или на балконе. А кто-то бесцельно щеголял по залу, сосредоточенно настраиваясь на грядущее. Публика, разодетая по последнему писку готической моды, сама по себе являла довольно приятное зрелище, и все происходящее иной раз воспринималось, как специфический фэшн-показ, послуживший отличной экспозицией и олицетворявший дух мероприятия.

Посреди сцены, как раз на рабочем месте Тило, техники установили впечатляющих размеров плазменную панель. Стену украшал гигантский баннер с изображением Тило и Анне, какими они были запечатлены в ходе фотосессии, приуроченной к выпуску последнего альбома. Примерно к половине восьмого поток зрителей, прибывающих в зал, постепенно сошел на нет, и потекли последние минуты ожидания, самые невыносимые, самые сладкие.

В 20.10 заиграло бессменное интро «Lacrimosa Theme» и его мрачные тяжеловесные звуки мигом оживили заскучавшую, было, толпу. Тысячи воодушевленных фанатов дружно подали голос, в то время как сцена стала заполняться музыкантами. Вот уже и неотразимая Анне элегантно продефилировала к синтезатору, одарив почитателей обезоруживающей улыбкой, вот уже ребята заиграли открывашку с «Sehnsucht» - композицию «Die Sehnsucht In Mir», а Тило все не показывается. Как вдруг, за мгновение до начала вокальной партии, экран телевизора вспыхнул, демонстрируя герра Вольфа, сидящего в какой-то комнате на фоне красного занавеса и исполняющего эту самую песню. Полагаю, подавляющее большинство пришедших об этом фокусе было осведомлено от товарищей, побывавших накануне в «Точке», но, тем не менее, фишка прокатила, забавно вышло. Пара минут – и выбежавшие на сцену бойкие техники утащили плазму, освободив место для маэстро – живого и настоящего. Появление Тило, само собой, сопровождалось бурей оваций: милый сердцу каждого лакримозофана лик на экране немало раззадорил и подогрел интерес. Следом была сыграна жизнеутверждающая, очень позитивная «Durch Nacht Und Flut», прекрасно закрепившая витающее в воздухе настроение – праздничное и мажорное. В подарок Тило достался очередной портрет, любовно нарисованный верной поклонницей. На сцену начали передавать кроваво-красные и непорочно-белые розы, принимаемые с учтивыми кивками и легкими реверансами. И мне сперва показалось, что цветов непростительно мало, но суждение оказалось обманчивым: шипастых красавиц протягивали в руки музыкантам на протяжении всего концерта, сердечно благодаря за каждую исполненную песню.

Пожалуй, никогда еще в «1 Rock» не было так уютно и хорошо, как в этот вечер. Ранее у меня сложилось впечатление, что атмосферная музыка в этом месте не звучит, а вышло совсем иначе, целиком в соответствии с народной мудростью: не место красит человека, а человек место. Позорно глупо с моей стороны было сомневаться в том, что концерт пройдет идеально. Лакримоза – это команда, способная облагородить даже распоследний сарай. Грамотно отстроенный звук, здорово поставленный свет с преобладанием концептуально-готичной красно-лиловой цветовой гаммы с вкраплениями огненного, белого и зеленого (Тило самолично усердно колдовал над светом в процессе подготовки шоу), зал, заполнившийся в итоге чуть менее, чем полностью, безукоризненное исполнительское мастерство и изумительное умение фронтмена держать публику и задавать нужный тон каждой звучавшей композиции, сделали этот концерт действительно выдающимся событием в насыщенной музыкальной жизни столицы.

Выступления Лакримозы, как известно, отличаются значительной продолжительностью. За два часа на сцене группа успела и новый альбом презентовать как следует (было исполнено более половины песен с «Sehnsucht»), и в золотом фонде основательно покопаться, выуживая оттуда самое желанное: «Alleine Zu Zweit», «Schakal», «Alles Luge», «Lichtgestalt», «Ich Bien Der Brenende Komet» и еще лучше – просто посмотрите на сет-лист, ну разве возможно было хоть что-то из такого списка обойти вниманием?

Один из главных козырей Лакримозы, выходящий на первый план во время живых концертов ,– конечно же, исключительно харизматичные фронтмен и фронтвумен, наблюдать за которыми можно, кажется, бесконечно. Действительно, разве могут надоесть удивительные пластические этюды Тило, когда он своими тонкими изящными пальцами рисует в воздухе причудливые фигуры, когда уверенно и умело дирижирует толпой и своими коллегами на сцене, когда он ритмично вытанцовывает у микрофонной стойки, а на лице его в это время отображается вся палитра чувств и эмоций, заложенных в теме и лирике песен – так, что даже если вы не владеете немецким, наверняка, сможете догадаться о смысле исполняемого. А если жестов, красноречивой мимики, многозначительного взгляда бездонных темных глаз вам недостаточно, то уж голос – неповторимо выразительный голос, варьирующийся от болезненного вкрадчивого шепота, надрывного хрипа до вольного сильного чистоголосия, точно донесет до глубин подсознания тайну авторского замысла и сломает языковой барьер.

А Анне?…Сколько не смотришь на эту миниатюрную хрупкую женщину, невольно дивишься ее умению держаться с достоинством и благородством королевы, ее чарующей улыбке, врожденному естественному аристократизму, без напыщенности и капризности. Ее милому кокетству, прицельным прострелам по залу из-под распахнутых ресниц. В концертной программе ей было отмерено целых четыре сольных выхода, так что зрители вдоволь налюбовались и зрелой красотой, и прелестно неуклюжими па, непринужденно выделываемыми активно передвигающейся по сцене солисткой. Умилило все: и отрешенное кружение с припаданиями на одну ногу в проигрышах «Not Every Pain Hurts», и задорный мах в концовке «Copycat». Тило, временно занимавший пост у синтезатора, вел себя очень тихо и скромно, всячески акцентируя внимание зала на прекрасной половине коллектива. Кстати, вокальные характеристики Анне по-прежнему остаются на высоте, вопреки ехидным уколам скептиков. Вряд ли у кого-то из оценивших концертное исполнение ее сольных вещей хватит наглости критиковать такое пение. Важно и то, что своеобразная манера исполнения и глубокий чувственный голос поражают не только сами по себе, но и выгодно оттеняют и обогащают партии Тило, гармонично вплетаясь в текстуры совместных вещей. Особо привлекательной деталью можно назвать взаимодействие двух вокалистов, те моменты, когда их глаза устремлялись в сторону друг друга и словесный диалог сопровождали яркие невербальные игровые элементы, как в театральной оперетте или мюзикле. И правда, в такие вещах как «Copycat» или «Alleine Zu Zweit» музыка – это лишь составная часть полноценного мини-спектакля.
Также отмечу, что Тило, и особенно Анне, похоже, относятся к той немногочисленной категории людей, которым годы идут только на пользу, усиливая природное обаяние и благотворно воздействуя на внешние данные.

Аудитория, уже на старте завороженная необычайным артистизмом лидеров группы, роскошью и великолепием шоу, вела себя предельно адекватно: никто не лез на сцену, не мешал окружающим, а локальные очаги слэма, изредка возникавшие в середине зала, быстро рассасывались. Где-то к середине концерта в руках Тило появился большущий флаг, с нарисованным на нем знакомым печальным клоуном. Певец так энергично и рьяно размахивал этим опахалом, что первые ряды, должно быть, поежились от струи холодного воздуха. Когда же флаг был воткнут в ударную установку, она стала походить на пиратский корабль. Пару раз и в зале мелькнуло столь же масштабное белое полотнище с названием и логотипом группы.

На бис Лакримозу вызывали два раза. К этому часу на стене растянули другую картинку: обложку «Sehnsucht». Растроганный Тило старательно фотографировал толпу на мобильный телефон, рассыпался в благодарностях и выражениях глубочайшего уважения к российской публике, а после пронзительно щемящей «Ich Verlasse Heut Dein Herz» едва не расплакался от захлестнувших эмоций. Третий и последний фрагмент концерта был примечателен уже тем, что состоял сплошь из композиций с последнего альбома, уникальное, согласитесь, явление. И музыканты не прогадали. Вживую эти вещи здорово прибавляют в экспрессии и красоте. Не знаю, где в этот момент были все те, кто с негодованием разгромил «Sehnsucht», но явно не в клубе «1 Rock»: поддержка, которой были удостоены новые песни, вполне сопоставима с приемом заслуженных хитов. Надо было видеть, как распрыгался весь зал на мощнейшем боевике «Feuer», как некоторые пытались подпевать, смешно имитируя детские голоса. Ну а затем была самая ожидаемая песня вечера, гвоздь программы. Песня, которая именно в России приобретает совершенно уникальное звучание и значение, находит небывалый отклик в сердцах слушателей родом из нашего отечества – «I Lost My Star In Krasnodar». Тило отчаянно размахивал российским триколором, зал, ощутивший прилив национальной гордости, орал, что есть сил, на родном языке заветную строку «Сияй, сияй, мой звезда!», и все шоу перешло в кульминационную стадию, сменившуюся, согласно законам жанра, развязкой. Таковой была избрана чудесная «A.U.S.», представленная Тило как одна из его любимейших и начавшаяся с волшебного звона клавиш, как при раскрытии старинной музыкальной шкатулки, и достигшая максимального накала в результате многократного повторения драматичного рефрена, с каждым разом все глубже и искренней. Музыка затихает, Тило открывает глаза. Их влажный блеск и мокрые подтеки на нижних веках без слов поясняют, что это действительно конец. Поклоны, аплодисменты, прощания – и мы вновь теряем звезду, она отправляется сиять в другие города и страны.

Есть вещи, непреложная очевидность которых не вызывает у нас сомнений, потому что выводится из законов природы, наблюдений и экспериментов ученых, скрупулезно протоколируется в школьных учебниках, международных декларациях и доктринах, в соответствии с которыми издавна функционирует человечество. Но имеется и другая группа явлений, чья истинность и логичность не может быть верифицирована при помощи всего арсенала естественнонаучных методов. Явлений, метафизическая сущность которых не имеет под собой фундаментальной профессионально-исследовательской основы. Однако она доступна уму и видна невооруженным глазом.

Вот и получается, что, наряду с незыблемыми заключениями ученых, мы, в течение всей жизни, сталкиваемся с вещами, аксиоматичность которых подтверждается самой объективной реальностью, жизненной практикой. Скажем, «Земля обращается вокруг Солнца», «Параллельные прямые не пересекаются», «День сменяется ночью», а «Lacrimosa – превосходная концертная группа». Не берусь говорить за остальных, но лично я вечером 17 октября в очередной раз в этом убедилась.


Репортаж появятся в ближайшее время.

Сет-лист:

01. Intro-Lacrimosa Theme
02. Die Sehnsucht In Mir
03. Durch Nacht Und Flut
04. Alleine Zu Zweit
05. Schakal
06. A Prayer For Your Heart
07. Mandira Nabula
08. Alles Luge
09. Der Morgen Danach
10. Lichtgestalt
11. Tranen Der Sehnsucht
12. Koma
13. Not Every Pain Hurts
14. Copycat
15. Stolzes Herz
Encore 1:
16. Ich Bin Der Brennende Komet
17. Make It End
18. Ich Verlasse Heut'Dein Herz
Encore 2:
19. I Lost My Star In Krasnodar
20. Feuer
21. A.U.S.

Выражаем благодарность компании Irond за предоставленные аккредитации.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить